Главная » Экономика » Транзиту труба? Лишится ли Украина транспортировки российского газа

Транзиту труба? Лишится ли Украина транспортировки российского газа

Время летит быстро, и зима приближается неотвратимо. Эта зима будет особенной для России, Украины и Европы. Она несет с собой не только холода, но и окончание действия соглашения по транзиту газа через территорию Украины.

Александр Дудчак, экономист :

1 января уже будет известен ответ на вопрос: будет ли осуществляться транзит газа через Украину в 2020 году? Представляется логичным, что все вовлеченные в этот процесс стороны нуждаются в получении ответа намного ранее, чем дата окончания действия соглашения.

Однако создается впечатление, что не все заинтересованы одинаково. А поиск ответа порождает новые вопросы. Что будет, если это все-таки произойдет? Что делается для предотвращения возможной остановки транзита? И делается ли что-либо вообще? Кем?

Почему украинская сторона буквально требует от Запада надавить на Россию с целью заставить сохранить транзит и в будущем и «Нафтогаз» настаивает на обязательных объемах поставляемого газа за год — не менее 60 млрд кубометров? Разве это не демонстрация «зависимости» от России или хотя бы факт сотрудничества двух стран, против чего так выступала украинская власть все годы после Майдана?

Проживёт ли Украина без российского газа?

И уж если Украина не против сотрудничества с Россией по транзиту газа, то почему не продолжить его и в других отраслях: в авиастроении, судостроении и пр., чтобы закупать/поставлять комплектующие для производства новых самолетов, кораблей как в России, так и на Украине?

Ах, да, для Киева «Россия — агрессор»… Но тогда к чему эта борьба за транзит, за какие-то 3 млрд долларов? Позиция Украины выглядит очень непоследовательно.

В свою очередь, российская сторона ожидает от Украины согласия на подписание договора о прямых поставках российского газа. Иначе транзит через Украину невозможен, как считают в «Газпроме». Российский премьер-министр Дмитрий Медведев ранее заявлял, что продление контракта на транзит газа в Европу по территории Украины возможно только при соблюдении главных условий: коммерческая целесообразность для России и изменение поведения украинских партнеров (под этим подразумевается отказ от бесперспективных и надуманных исков в международные суды против «Газпрома» и России).

Как видится 1 января 2020 года с позиции сегодняшнего дня? Украинская сторона не исключает вероятности того, что транзит с 1 января прекратится. При этом делает вид, что не замечает регулярно исходящие от российской стороны предложения разрешить все имеющиеся споры переговорным путем. Более того, исполнительный директор «Нафтогаза» Юрий Витренко обвиняет Россию и приписывает ей политические мотивы при строительстве обходных маршрутов поставки газа в Европу. «Мы должны понимать, что политическое руководство России в качестве наказания за европейский выбор и независимость Украины имеет целью лишить Украину доходов и делает для этого все возможное», — заявляет Витренко.

А глава «Нафтогаза» Коболев ведет заочную дискуссию с Миллером, сам спрашивает и сам же отвечает. «Господин Миллер рассказывает о готовности вести переговоры, о каких-то новых поставках по цене ниже цены в Германии. То есть „Газпром“ не хочет поставлять газ по более высокой цене, а хочет по более низкой цене. Кто-то в это верит?» — пишет глава «Нафтогаза» на своей странице в Facebook. Что может быть проще: «поймать за язык» Миллера и сесть с ним за стол переговоров, чтобы расставить все точки над «i».

Предложение Миллера вовсе не безумно и даже не альтруистично. Ни для кого не секрет, что Украина переплачивает за российский газ, выдавая его за европейский. И «Газпром» может предложить цены без этой переплаты, исключив виртуальный реверс. Похоже, что смутные сомнения никого на Украине не терзают: ни общественных активистов, не Генпрокуратуру.

Никого не интересует, отчего же с таким упорством Коболев отстаивает эту переплату, почему он хочет платить дань европейцам, в чем его личный интерес? Только ли «патриотические» мотивы движут руководством «Нафтогаза»? Такая схема переплаты не нова для Украины: можно вспомнить «Роттердам+», по которому украинские потребители переплачивают за уголь, и неважно, откуда он, — из Пенсильвании или Донбасса. Платят по мировым ценам плюс доставка. И все, на что оказалась способна новая власть, — это вычесть стоимость доставки от Роттердама до украинского потребителя и пообещать «Роттердам-».

Поддержать своих, выдавить чужих. Почему США так мешает российский газ

Итак, «Нафтогаз» стремления к переговорам не демонстрирует, всячески их избегая. Возможно, лично Коболев заинтересован в продолжении судебных тяжб в Стокгольмском арбитраже. Это позволяет ему выписывать необоснованные премии якобы за победу в этих судебных разбирательствах. Но «Газпром» решение о выплате «Нафтогазу» 2,56 млрд долл. оспорил: слушания назначены на октябрь 2019 года. И если «Нафтогаз» решил идти по пути судебных разбирательств, то путь этот может быть долгим и неприбыльным для него: на апрель-май 2021 года назначены слушания по требованиям «Газпрома» изменить или расторгнуть контракт на транзит с «Нафтогазом» и встречным требованиям «Нафтогаза» о взыскании с российской компании 11,58 млрд долл.

Для подписания нового соглашения с «Газпромом» украинская сторона должна создать новый независимый регулятор, сертифицированный Европейской комиссией. Но до того необходимо провести еще и разделение «Нафтогаза». Этот процесс был заявлен несколько лет назад, но воз и ныне там.

При обсуждении новых соглашений не исключена возможность переноса точки передачи газа в Европу на восточную границу Украины, и тогда головная боль из-за транзита по Украине будет уже у европейцев.

Европа готовится к зиме

Если нового соглашения не будет, останутся ли европейские потребителя без российского газа? От Украины можно ожидать всякого, но она не имеет права препятствовать транзиту, даже в том случае, если нового соглашения не будет. И Европа вряд ли будет в восторге от очередного шантажа со стороны Украины.

Способна ли Украина повторить «финты» с газом, как это было в 2009 году, — с несанкционированным отбором и полным прекращением транзита? Европа, наученная горьким опытом, в отличие от Украины, мерзнуть не собирается и готовится к зиме. В течение прошедших 10 лет в Европе развивалась сеть подземных хранилищ газа, у «Газпрома» появилось 6 хранилищ. Да и, как показывает практика, «Северный поток» способен на большее, чем от него ожидали: при проектной мощности в 55 млрд м3 он прокачивал через себя и 68 млрд м3.

Европа переживет эту зиму, а к следующей зависимость от украинского транзита может еще более снизиться. Может быть, и Украина себя каким-то образом страхует?

Азиатский поток. Может ли Туркмения вытолкнуть РФ с газового рынка Европы

Украина добывает свой газ. Для снижения зависимости от российского топлива (или пусть даже от «европейского») создавались различные программы увеличения добычи собственного газа. «Укргаздобыча» (предприятие в системе «Нафтогаза», занимающееся развитием добычи) с 2016 г. до 2020 г. должна была нарастить добычу газа с 14,5 млрд кубометров до 20 млрд кубометров, на что было выделено 40 млрд грн.

Деньги были «освоены», результат нулевой. Однако даже если бы и были реализованы эти планы, то такие объемы не удовлетворили бы Украину даже при падении уровня промышленного производства и значительном сокращении населения. До Майдана, во вполне благополучные годы, Украина потребляла от 59,3 млрд кубометров до 50,3 млрд кубометров газа. В 2018 году потребление газа составило 28,5 млрд кубометров, что даже с учетом ухода Крыма демонстрирует колоссальное сокращение. И не от внедрения сберегающих технологий, а из-за потери целых отраслей экономики и эмиграции жителей страны.

Украинская ГТС нуждается в модернизации, но и этого Украина делать не планирует. «Укртрансгаз» — государственное предприятие по поставке, транспортировке и хранению природного газа — имеет кредитные соглашения с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) и Европейским инвестиционным банком (ЕИБ) по проекту модернизации газопровода Уренгой — Помары — Ужгород в размере 300 млн евро.

Этих средств явно недостаточно для модернизации украинской ГТС. Но и от них на Украине решили отказаться (что нетипично для украинских компаний). В компании заявили: «Укртрансгаз» не считает возможным использование средств по кредитному соглашению с ЕБРР и ЕИБ в 2019 году. В «Укртрансгазе» исходят из того, что существует риск реализации «Газпромом» сценария «нулевого транзита» после 1 января 2020.

К этому стоит добавить, что «План развития ГТС на 2018-2027 годы» на сумму 60 млрд грн. никак не выполняется.

Подведем итоги:

— Если нового соглашения не будет, транзит для европейских потребителей российского газа Украина останавливать не имеет права.

— Даже если транзит будет перекрыт, европейские потребители зиму переживут, но такой поворот событий чреват серьезным расследованием причин, и сегодня у Украины уже нет гарантий того, что к ней проявят снисхождение.

— Создавая проблемы с транзитом газа по своей территории, Украина лишает аргументов противников «Северного потока-2». В случае потери выручки от транзита главари «Нафтогаза» быстро получат клеймо «рука Кремля» от своих же «патриотичных» соотечественников.

— Украина рискует потерять 3 млрд долл. валютной выручки. Кроме того, отсутствие транзита грозит серьезными трудностями в обеспечении газом и украинских потребителей.

— Газ, добываемый самостоятельно, не решит проблемы Украины, тем более — в нынешней ситуации, когда его объемы в целом снижаются. Он не в состоянии удовлетворить потребности экономики. Разве что закроются оставшиеся предприятия, а страну покинет ещё миллионов 10 населения. А поставки на Украину российского газа увязаны с его транзитом.

И все-таки. Самым реалистичным кажется сценарий, при котором транзит газа через Украину сохранится. В уменьшенном объеме, но позволяющем поддерживать жизнь украинской ГТС, пусть и в состоянии, близком к коматозному, но дающем возможность дождаться перемен в украинской политике.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*